Аннотация к адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП УО)
Адаптированные основные общеобразовательные программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это
общеобразовательные программы, адаптированные для этой категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта (далее — Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и
планируемым результатам освоения АООП.
Сроки реализации данной АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет 9 лет'
В реализации АООП выделено два этапа:
I этап — 1-4 классы;
II этап — 5-9 классы.
Структура АООП обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел
включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
программу формирования базовых учебных действий;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области;
программу духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
программу внеурочной деятельности;
программу коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
программу работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2).
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации АООП.
Организационный раздел включает:
учебный план;
систему специальных условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями Стандарта.
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана и утверждена образовательной организацией, в соответствии с
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и с учетом примерной адаптированной основной образовательной
программы.
АООП при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная
программа развития; далее — СИПР), к которой может быть создано несколько учебных
планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные
потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой
реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения
образования.
Принципы и подходы к формированию АООП УО
В основу разработки АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) заложены следующие подходы к обучению,
воспитанию и развитию каждого ребенка:
• дифференцированный,
• деятельностный,
• личностно-ориентированный.
Реализация программы планомерно подготовит и дозировано расширит
повседневный жизненный опыт и социальные контакты ребёнка в доступных для него
пределах, активизирует компенсаторные механизмы, а также организует работу по
организации регулярных контактов таких детей с социумом.