Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым
ПРИНЯТА
педагогическим советом
(протокол от 11.01.2024г. № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Кировская
школа- гимназия №2»
11.01.2024г. № 04-о/д
ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ и
ПЕДАГОГОВ
МБОУ «Кировкая школа-гимназия №2»
«ЗДОРОВЬЕ - ЖИЗНЬ»
2024 год
Пгт. Кировское 2024
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение
3
2.
Цели и задачи программы
3
3.
Нормативно-правовое обеспечение программы
3
4.
Ресурсы для эффективного решения поставленных задач
4
5.
Функции различных категорий работников школы
4
6.
Участники программы
5
7.
Сроки и этапы реализации программы
5
8.
9.
10.
Режим работы школы
Модель личности ученика (начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования)
Ожидаемые конечные результаты программы
5
5
6
11.
Методы контроля над реализацией программы
7
12.
Основные направления деятельности программы
7
13.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
8
14.
Реализация основных направлений программы
8
15.
Применение разнообразных форм работы
9
16.
Критерии и показатели реализации программы
10
17.
План деятельности по реализации программы
11
18.
19.
20.
Календарный план реализации программы здоровьесбережения на 2024-2025 учебный 15
год
Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива
18
20
Примерная тематика мероприятий для участников образовательных
отношений
2
1. ВВЕДЕНИЕ
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов в современной школе являются одними
из наиболее актуальных и важных проблем на сегодняшний день.
В данной связи, очень важным выступает привитие навыков здорового образа жизни обучающимися,
способных обеспечить современному школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в
школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Но здоровьесбережение современного школьника невозможно без прямого включения в тот же
самый процесс и современного педагога, что, в свою очередь, требует создания условий, направленных
на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного и для самого
учителя.
Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья обучающегося. Чтобы
учить детей видеть жизнь в светлых тонах, чувствовать радость, педагог должен быть здоров и душой и
телом. Педагог - это мудрый и опытный капитан в глубинах знаний, проводник в мире мыслей и
творческих поисков, от его здоровья зависит, любит или не любит педагог свой предмет и своих
учеников.
Именно поэтому в качестве основы настоящей программы выступает забота о сохранении
здоровья обучающихся и учителей.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел
«Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.
2. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Основной целью здоровьесберегающего образования является сохранение и укрепление здоровья
обучающихся через обучение и воспитание.
Стратегической целью можно считать создание педагогических условий для активного участия
обучающихся в формировании, сохранении, укреплении и восстановлении резервов своего здоровья с
целью наиболее полного овладения знаниями и умениями, для оптимизации социальной и личной жизни.
Перспективная цель - снижение заболеваемости, повышение качества обучения. Исходя из
стратегической цели следует обозначить следующие тактические задачи:
1.
создать пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность ОО в условиях
проведения планируемых преобразований;
2.
разработать систему выявления уровня здоровья обучающихся школы и целенаправленного
отслеживания его в течение всего времени обучения. Создать условия для организация полноценного
сбалансированного питания обучающихся;
3.
привлечение системы дополнительного образования, внеклассной и внешкольной работы к
формированию здорового образа жизни обучающихся;
4.
создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического
развития и формирования здорового образа жизни;
5.
организовать систему профилактической работы по предупреждению вредных привычек,
детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости обучающихся школы;
6.
поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы, внедрение в
практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения
и воспитания;
7.
повысить уровень осведомленности членов педагогического коллектива, родителей по вопросам
сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
8.
сформировать мотивацию, направленную на сохранение и укрепление здоровья субъектов
воспитательно-образовательного процесса;
9.
развитие психолого-педагогической службы школы для своевременной профилактики
психологического и физического состояния обучающихся;
10.
расширить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА:
1.
Конвенция о правах ребенка.
3
2.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
5. МР 2.4.0331-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению
оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.11.2023).
4. РЕСУРСЫ,
КОТОРЫМИ
РАСПОЛАГАЕТ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ.
Методические. Работу по повышению профессионального мастерства педагогов осуществляют
заместители директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, руководитель
методического объединения классных руководителей.
Материально-технические. Школа имеет лицензионный медицинский кабинет, обеденный зал на
100 человек, 1 спортивный зал (162,5 м2) актовый зал (128,3 м2), кабинет психолога. Оборудован
компьютерный класс с современным программным оборудованием, осуществляется бесперебойный
выход в Интернет, функционирует сайт общеобразовательной организации. Учебные кабинеты
оборудованы ростовой мебелью.
Информационные. В школе имеется библиотека, читальный зал, создана локальная сеть.
5.
ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
5.1. Функции медицинской службы школы:
1.
проведение диспансеризации обучающихся школы;
2.
медосмотр обучающихся школы, определение уровня физического здоровья;
3.
выявление обучающихся специальной медицинской группы.
5. 2. Функции администрации:
1.
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
2.
общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в школе;
3.
организация и контроль уроков физкультуры;
4.
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья
обучающихся и ее контроль;
5.
организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
6.
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение
поддержки детей из таких семей;
7.
организация работы психологической службы в школе.
5. 3. Функции классного руководителя:
1.
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
2.
организация и проведение в классном коллективе информационных мероприятий по вакцинации
обучающихся (родительские собрания, классные часы, беседы);
3.
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых
заболеваний обучающихся;
4.
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского
травматизма на дорогах;
5.
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике ПАВ зависимости, алкогольной зависимости, табакокурения;
6.
организация и проведение профилактических работы с родителями;
7.
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками Г
АИ, ОПДН, медработниками, наркологами;
8.
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и
др.) в рамках программы здоровьесбережения;
9.
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья
4
обучающихся;
10. организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены,
дорожного движения, правовой культуры.
6. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
1.
обучающиеся
2.
педагогические работники
3.
родители (законные представители)
4.
социальные партнеры
7. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
I этап - 2024 - 2025 учебный год.
II этап - 2025 - 2026 учебный год.
III этап - 2026 - 2027 учебный год.
1 этап - подготовительный (1 год):
1.
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
2.
изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
3.
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап - апробационый ( 1 год):
1.
внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
2.
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
3.
выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий (1год):
1.
сбор и анализ результатов выполнения программы;
2.
коррекции деятельности.
8.
РЕЖИМ РАБОТЫ школы
Школа работает в режиме «пятидневки» 1-11 классы. Занятия ведутся в одну смену. Перемены - по 15 20 минут.
9. МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При
этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их
деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и
подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
5
Модель выпускника начального
общего образования
1. знание основ личной
гигиены,
2. выполнение правил гигиены;
3. владение основами личной
гигиены и здорового образа
жизни.
Модель выпускника основного
общего образования
1. знание основ строения и
2. функционирования
организма человека;
3. знание изменений в
организме человека в
4. пубертатный период;
5. умение оценивать свое
6. физическое и психическое
состояние;
7. знание влияния алкоголя,
курения, наркомании на
здоровье человека;
8. поддержание физической
формы;
9. телесно-мануальные навыки,
связанные с укреплением силы,
выносливости, ловкости;
10. гигиена умственного труда.
Модель выпускника среднего
общего образования
1. стремление к
самосовершенствованию,
саморазвитию и
профессиональной пригодности
через физическое
совершенствование и заботу о
своем здоровье;
2. убеждение в пагубности для
здоровья и дальнейшей жизни
вредных привычек;
3. знание различных
оздоровительных систем;
4. умение поддерживать
здоровый образ жизни,
индивидуальный для каждого
человека;
5. способность вырабатывать
индивидуальный образ жизни;
6. гигиена умственного труда.
10. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
Обучающиеся и выпускники школы
должны знать:
1. Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.
2. О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания
заболеваний на ранней стадии.
3. О заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.
должны уметь:
1. Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
2. Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.
3. Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.
4. Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность
за собственное поведение и здоровье.
5. Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.
6. Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также
закаливание.
7. Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.
8. Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения
врача.
должны иметь:
1. Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные
вещества).
2. Потребность соблюдения правил личной гигиены.
3. Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и
закаливание организма.
4. Навыки позитивного отношения к людям.
6
Реализация программы направлена на формирование у обучающихся культуры отношения к
своему здоровью, что включает в себя:
1. культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать
резервные мощности организма);
2. культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
3. культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру
интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех уровнях образования являются:
1.
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа
жизни;
2.
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
3.
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями,
различными видами спорта;
4.
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и
другому человеку.
11. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ:
1.
Проведение заседаний Совета старшеклассников, МО классных руководителей;
2.
Посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по здоровьесберегающим- технологиям;
3.
Создание методической копилки опыта;
4.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся и морально-психологического климата в школе.
5.
Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
6.
Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом
домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью обучающихся в свете формирования
здорового образа жизни.
12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ:
Медицинское направление предполагает:
1.
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и
формирование их здоровья:
2.
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
3.
проведение физкультминуток;
4.
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного
расписания, режима дня;
5.
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
6.
планомерная организация питания обучающихся;
7.
реабилитационную работу:
8.
обязательное медицинское обследование;
9.
мероприятия по очистке воды (1 раз в квартал)
Просветительское направление предполагает:
1.
организацию деятельности с обучающимися по профилактике табакокурения, алкоголизма,
наркомании;
2.
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма,
наркомании;
3.
пропаганда здорового образа жизни:
тематические классные часы, лекции;
познавательные игры;
конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;
различные акции;
совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике
токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии,
7
химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
1.
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной
деятельности;
2.
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
3.
развитие познавательной и учебной мотивации;
4.
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
5.
совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы
для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния
обучающихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
6.
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи обучаю щимися.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
1.
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к
здоровому досугу;
2.
привлечение системы дополнительного образования, внеклассной и внешкольной работы к
формированию здорового образа жизни обучающихся;
3.
широкое привлечение обучающихся, родителей к физической культуре и спорту, различным
формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
1.
проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, 2-3 дня находится дома
под наблюдением родителей);
- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
13. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
1.
здоровьесберегающие медицинские технологии;
2.
здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
3.
здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
4.
здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психологопедагогические
технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о
здоровье как ценности.
14. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:
1.
Убеждение обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и
отдыха школьника.
2.
Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
3.
Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой
работы в классе.
4.
Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное
расписание уроков.
5.
Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах,
озеленение классных помещений комнатными растениями.
6.
Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
7.
Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
8.
Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
9.
Привлечение обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в
школе и вне её.
10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед,
воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных
партнеров.
8
11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех
участников образовательного процесса.
12. Обучение обучающихся оказанию первой медицинской помощи.
15. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ:
15.1. Учет состояния обучающихся:
- анализ медицинских карт;
- определение группы здоровья;
- учет посещаемости занятий;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
15.2. Физическая и психологическая разгрузка обучающихся:
- организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков
физической культуры;
- динамические паузы;
- индивидуальные занятия;
- организация спортивных перемен;
- дни здоровья;
- физкультминутка для обучающихся;
- организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным пребыванием.
15.3. Урочная и внеурочная работа:
- открытые уроки учителей физической культуры, ОБЗР;
- открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно- оздоровительной направленности;
-спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая атлетика, шашки и шахматы,
настольный теннис.
9
16. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2024 - 2025
2025 - 2026
Критерии
80%
85%
Удовлетворенность
обучающихся
и
их
родителей
(законных
представителей)
сохранением здоровья детей
95%
97%
Количество
обучающихся
в
ОО,
охваченных горячим питанием
Количество обучающихся - участников
Положительная
Положительная
динамика
динамика
программы «Разговор о правильном питании»
Количество
обучающихся
в
ОО, Положительная
Положительная
динамика
динамика
охваченных дополнительным образованием по
физкультурнооздоровительному направлению
Количество
обучающихся
в
ОО, Положительная
Положительная
динамика
охваченных
летней
оздоровительной динамика
кампанией (активными формами отдыха)
100%
100%
Количество
обучающихся,
принимавших
участие
в
общешкольных
(классных)
мероприятиях по ЗОЖ.
Количество обучающихся принимающих
Положительная
Положительная
динамика
участие в профилактических конкурсах и динамика
проектах
в
рамках
фестиваля
«Екатеринбург - территория здоровья»
Заболеваемость в днях на одного
Положительная
Положительная
обучающегося
динамика
динамика
Отсутствие
подростков,
имеющие Положительная
Положительная
вредные привычки (акты)
динамика
динамика
Количество подростков, состоящих на
Положительная
Положительная
динамика
динамика
учете в ТКДН и ЗП, ОПДН, на
внутришкольном контроле.
Показатели санитарно-гигиенических
Отсутствие
Отсутствие
условий образовательной среды
предписаний
предписаний
со
стороны со
стороны
надзорных
надзорных
органов
органов
85%
90%
Удовлетворенность
педагогических
работников ОО условиями труда
Снижение
заболеваемости
среди Положительная
Положительная
педагогических работников ОО
динамика
динамика
Участие педагогических работников в
Положительная
Положительная
динамика
динамика
мероприятиях, инициируемых Профсоюзом
работников
народного
образования
Орджоникидзевского района
2026 - 2027
90%
99%
Положительная
динамика
Положительная
динамика
Положительная
динамика
100%
Положительная
динамика
Положительная
динамика
Положительная
динамика
Положительная
динамика
Отсутствие
предписаний
со
стороны
надзорных
органов
95%
Положительная
динамика
Положительная
динамика
10
17. План деятельности по реализации программы
№
Мероприятия
1.
Медицинское направление.
1.1. Медико-педагогическая экспертиза:
1.
анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе;
2.
выявление обучающихся специальной медицинской группы;
3.
ведение строгого учета детей по группам здоровья.
4.
формирование групп здоровья по показателям.
Ответственные
исполнители
Сроки
Планируемый результат и
выполнение
Медицинский
работник
ежегодно
Медицинские карты,
медицинское
заключение о
принадлежности
несовершеннолетнего к
медицинской группе для
занятий физической
культурой
Медицинский
работник
1.3.
Медицинский
Медосмотр обучающихся школы, определение уровня физического здоровья. работник
1.4. Обеспечение
и
организация
профилактических
прививок
Медицинский
обучающихся.
работник
1.5.
Медицинский
Оформление медицинских карт и медицинского заключения о принадлежности работник
ежегодно
План медосмотров
ежегодно
План медосмотров
ежегодно
План прививок
ежегодно
Классные журналы
ежегодно
Материалы отчетов
ежегодно
Материалы отчетов
ежедневно
в течение
года
Акты проверок
1.2. Проведение медицинского осмотра обучающихся
несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой
Анализ случаев травматизма в школе.
Ответственный по
1.6.
ОТ
1.7. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.
Медицинский
работник
1.8. Контроль за качеством питания и питьевым режимом.
Куратор
программы
«Здоровьежизнь»
Диспетчер
по
питанию
11
1.9. Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
1.
проветривание;
2.
освещение;
3.
отопление
4.
вентиляция
5.
уборка
1.10.
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение
требований СанПиНа)
1.11. Постоянный контроль за школьной столовой.
2. Просветительское направление
2.1. Организация просветительской работы с родителями (лекторий).
Администрация
ежедневно
в течение
года
Заместитель
директора
по
УВР
Куратор
программы
«Здоровье-жизнь»
Диспетчер
п
о
питанию
ежегодно
2.3.
2.4.
Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны,
укрепления и сохранения здоровья детей.
Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению
здоровья детей.
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические
классные часы и другие виды работ).
справка
по
расписания
ежедневно
в течение
года
Акты проверок
ежегодно
График
лектория
ежегодно
План работы
ежегодно
План работы
ежегодно
План работы
Куратор
программы
«Здоровье - жизнь»
2.2.
Акты проверок
оценке
проведения
Куратор
программы
«Здоровье - жизнь»
Куратор
программы
«Здоровье - жизнь»
Классные
руководители
Куратор
программы
«Здоровье - жизнь»
12
Классные
руководители
ежегодно
План работы
в течение
года
Планы уроков
ежегодно
План работы
ежегодно
Диагностические
исследования
психолог школы
ежегодно
План работы психолога
учителяпредметники
психолог школы
ежегодно
Планы уроков
ежегодно
План работы психолога
2.5. Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних
дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
Куратор
программы
«Здоровье - жизнь»
2.6. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки
биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
Куратор
программы
«Здоровье - жизнь»
Зам. директора по
УВР, ВВР
3.
Психолого-педагогическое направление.
3.1. Организация
Психолог
работы
кабинета
психолого-педагогического
сопровождения учебно-воспитательного процесса.
3.2.
Психолог
Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических
показателей обучающихся по экспериментальным программам:
1.
определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;
2.
изучение умственного развития обучающихся с целью возможности
продолжения обучения в профильных классах;
3.
изучение психологических возможностей и готовности обучающихся к
школе;
4.
выявление профессиональных интересов обучающихся и способностей с
целью профессионального самоопределения;
5.
разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за
адаптацией обучающихся к различным формам обучения.
3.3. Организация
психолого-педагогической
и
коррекционной
помощи
обучающимися.
3.4. Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в
организации учебной деятельности.
3.5. Организация
психологической
и
коррекционной
помощи
педагогическим работником
13
4. Спортивно-оздоровительное направление.
4.1. Организацию спортивных мероприятий.
учителя
физической
культуры
4.2.
Заместитель
Разработка системы дополнительного образования, внеклассной и внешкольной директора
по
работы по формированию здорового образа жизни обучающихся.
ВВР
4.3.
Заместитель
Привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров школы к директора
по
физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
ВВР
4.4.
Председатель
Участие педагогических работников в мероприятиях, инициируемых ПК
Профсоюзом работников народного образования Орджоникидзевского района
5. Диагностическое направление
5.1. Мониторинг состояния здоровья обучающихся.
Медицинский
работник,
Классные
руководители
5.2. Ежегодное прохождение медицинского осмотра сотрудниками ОО
Сотрудники ОО
ежегодно
план работы
ежегодно
план
работы
дополнительного
образования и секций
план работы
5.3. Анализ состояния педагогических работников за год
ежегодно
Руководитель
ОО,
отв.
ведение б/л
за
ежегодно
В течение
года
График мероприятий
ежегодно
результаты
мониторинга
ежегодно
Результаты
медицинского осмотра
результаты
мониторинга
14
18. Календарный план реализации программы здоровьесбережения на 2024-2025 учебный год
СЕНТЯБРЬ
1.
Организация дежурства по школе и по классам в соответствии с Положением об обязанностях дежурных по школе. Ответственные - Администрация.
2.
Организация работы кружков и секций, организация клубной деятельности. Ответственный - зам. директора по ВР.
3.
Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих
повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей. Ответственный – Администрация
4.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению. Ответственный Администрация
5.
Организация питания обучающихся. Ответственный - диспетчер по питанию, медсестра.
6.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах. Ответственные - Классные руководители, учителя.
7.
«Уроки чистоты» Ответственный - зам. директора по ВВР.
8.
Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде. Ответственные - Учителя физической культуры.
9.
Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию
здорового образа жизни. Ответственный - зам. директора по ВР
10.
Старты здоровья. Ответственные - Учителя физической культуры
11.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически). Ответственный - зам. директора по ВР
12.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Ответственный - зам. директора по ВР
13.
Организации занятий на спортивной площадке. Ответственные - Учителя физической культуры
14.
Организация и проведение Единых дней профилактики. Ответственный - зам директора по ВР
ОКТЯБРЬ
1.
Организация работы обучающихся по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного
имущества. Ответственные - Классные руководители
2.
Планирование занятости обучающихся в каникулярный период. Ответственный - зам. директора по ВР
3.
Подготовка классов к зиме. Ответственные - Классные руководители
4.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в муниципальных спортивных соревнованиях. Ответственные - Учителя
физической культуры
5.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. Ответственные - Классные руководители
6.
Физкультминутки (ежедневно). Ответственные – учителя-предметники
7.
Организация подвижных игр на переменах в рамках осуществления шефской помощи обучающимися начальных классов (ежедневно). Ответственный Совет старшеклассников
8.
Организация и проведение Единого дня профилактики «Подросток и закон». Ответственный - социальный педагог
НОЯБРЬ
15
1.
Проведение мероприятий, приуроченных к праздникам «День матери» и «День ребёнка». Ответственный - зам. директора по ВВР
2.
Проведение классных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск коллажей, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Ответственные - Классные руководители
3.
Экскурсии. Ответственные - Классные руководители
4.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически). Ответственные - учителя предметники
5.
Организация активного отдыха обучающихся в дни каникул. Ответственные - Классные руководители
6.
Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению. Ответственные - Классные руководители
7.
Организация и проведение Единого дня профилактики «Единство разных». Ответственный - социальный педагог
ДЕКАБРЬ
2.
3.
4.
5.
6.
1. Проведение мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом. Ответственный - социальный педагог
Организация и проведение Единого дня профилактики «За жизнь в ответе». Ответственный - социальный педагог
Проведение открытых классных часов по программе «Все цвета, кроме чёрного». Ответственные - Классные руководители
Первенство школы по баскетболу. Ответственные - Учителя физической культуры
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно). Ответственные - учителя предметники
Участие в конкурсе творческих работ «Здоровым - быть здорово!». Ответственный - социальный педагог
ЯНВАРЬ
1. Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни». Ответственные - Классные руководители
2. Организация и проведение «Весёлых стартов». Ответственные - Учителя физической культуры
3. Физкультминутки и динамические паузы. Ответственные - учителя предметники
4. Аукцион педагогических идей (по здоровьесберегающим технологиям). Ответственные - куратор программы «Здоровье - жизнь», зам. директора по ВР
ФЕВРАЛЬ
1. Месячник оборонно-массовой и патриотической работы. Ответственный - зам. директора по ВР
2. Организация и проведение праздника «День защитника Отечества». Ответственный - зам. директора по ВР
3. Проведение спортивного праздника «Мама, папа, я - спортивная семья». Ответственный - зам. директора по ВР
4. Организация и проведение военно-спортивной игры «Зарница» Ответственный - зам. директора по ВР
5. Физкультминутки и динамические паузы. Ответственные — учителя предметники
6. Участие в конкурсе семейных видео - слайд фильмов «Моя семья...». Ответственный — социальный педагог
МАРТ
1 Планирование занятости обучающихся в каникулярный период. Ответственный - зам. директора по ВВР
. 2. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Ответственный - зам. директора по ВВР
16
3. Подготовка ко Дню здоровья. Ответственный - зам. директора по ВВР, учителя физической культуры
4. Физкультминутки и динамические паузы. Ответственные — учителя предметники
5. Участие в Олимпиаде научно-практических работ в области профилактики наркомании. Ответственный — социальный педагог
АПРЕЛЬ
1. Проведение Всемирного дня здоровья. Ответственный - зам. директора по ВВР
2. Проведение Всемирного дня Земли. Ответственный - зам. директора по ВВР
3. Круглый стол «Здоровье наших детей». Ответственные - ОРК, куратор программы «Здоровье - жизнь»
МАЙ
1. Подготовительная работа к организации занятости обучающихся в летний период. Ответственный - зам. директора по ВР
2. Профилактические беседы о безопасности. Ответственные - классные руководители
3. Благоустройство школьной территории. Ответственный - зам. директора по ВР
ИЮНЬ Работа по плану летних каникул. Ответственный – зам. директора по ВР
17
19. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива
Сроки выполнения
Органы управления.
Мероприятия программы «Здоровье»
Педагогический
Совет
1. Разработка Программы здоровьесбережения.
2.Обсуждение и принятие Программы здоровье- сбережения.
3. Анализ результатов медицинского осмотра участников
образовательного процесса.
4. Анализ влияния состояния здоровья обучающихся на
качество знаний и уровень обученности.
5. Анализ дозировки учебной нагрузки:
- учебные планы;
- график контрольных работ.
6. Анализ эффективности уроков физкультуры.
7. Итоговый анализ состояния здоровья обучающихся.
8.Использование здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий.
9.«Аукцион» педагогических идей (здоровьесберегающие
технологии).
10.Здоровьесбережение при применении ИКТ.
Рабочая группа
учителей (кураторство
программы здоровье:
зам. директора по ВР,
социальный педагог,
учитель
ОБЗР, учитель
1.Обсуждение Программы здоровьесбережения.
2.Составление плана работы с учетом внедрения
здоровьесберегающих технологий.
3.Разработка критериев и индикаторов уровня здоровья
участников образовательного процесса для мониторинга
оценки качества образования.
2024-2025гг.
январь 2024 г.
Январь 2024
2025-2026 гг.
2026-2027гг.
-
-
-
-
после прохождения медосмотра
-
январь 2025г.
январь 2026 г.
Сентябрь 2024
Сентябрь 2025
Сентябрь 2026
Май 2024
-
Май 2025
-
Май 2026
Май 2026
В течение
освоения
программы
-
В течение
освоения
программы
Январь 2025
В течение
освоения
программы
-
В течение
освоения
программы
Январь 2024
Январь 2024
В течение
освоения
программы
В течение
освоения
программы
-
-
Внесение
корректировок в
план - январь
2025
Январь - май 2025
18
физкультуры)
Мониторинг
реализации
программы
Общешкольный
родительский
комитет
4.Методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии». В течение
В течение
освоения
освоения
программы
программы
5.Организация методической недели «Обучение и воспитание с успехом».
Май 2024
Май 2025
6.Мониторинг влияния состояния здоровья обучающихся на
качество знаний по предметам.
7.Кураторство над лекторскими группами старшеклассников по В течение освоения программы
проведению информационных пятиминуток по профилактике
ЗОЖ.
Октябрь 2024
Октябрь 2025
1.Разработка анкет и проведение анкетирования по
определению самочувствия обучающихся в школе.
Январь 2024
2.Комплектование полного пакета документов по реализации
Программы здоровьесбережения.
3.Подготовка памяток для обучающихся по формированию
В течение
В течение
здорового образа жизни.
освоения
освоения
программы
программы
4.Составление рационального режима дня для обучающихся.
В течение
В течение
освоения
освоения
программы
программы
Сентябрь 2024
Сентябрь 2025
1.Ознакомление родителей с деятельностью
школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа
жизни.
2.Круглый стол «Здоровье наших детей».
Февраль 2025
З.День семьи «Папа, мама и я - спортивная семья».
Февраль 2024
Февраль 2025
Сентябрь 2024
Сентябрь 2025
4.Ознакомление родителей с различными оздоровительными
системами.
Май 2024
Май 2025
5.Анализ результатов работы школы по оздоровлению и
пропаганде здорового образа жизни.
б.Зарница
Февраль 2024
Февраль 2025
В течение
освоения
программы
Апрель 2026
Май 2026
Октябрь 2026
В течение
освоения
программы
В течение
освоения
программы
Сентябрь 2026
Февраль 2026
Сентябрь 2026
Май 2026
Февраль 2026
19
20. Примерная тематика мероприятий для участников образовательных отношений
1 класс
Классные часы
Классные руководители
Медицинский работник
“Культура питания”
“Уход за телом и одеждой”
“Режим дня”
“Роль зарядки в жизни человека”
“Культура чтения”
“Что необходимо помнить,
оставаясь дома один”
Праздники
“Мой друг - Мойдодыр”
Конкурсы
Знатоки
“Все
без
исключения должны знать
правила
дорожного
движения”
Рисунки “Осторожно дети!”
Родительские собрания, лекции, встречи
“Адаптация в школе”
“Режим дня первоклассника”
“Рабочее
место
первоклассника”
Учитель
Отряд ЮИД
Психолог
Медицинский работник
Заместитель директора
2 класс
Классные часы
Классные руководители
“Режим дня “Каждому делу - свое
Медицинский работник
время”
“Роль
прогулки,
ее
сущность”
“Закаливание”
“Роль физических занятий в
20
жизни ребенка”
“Сильнее, выше и быстрее”
Знатоки ПДД
Праздники
Отряд ЮИД
Конкурсы
Медицинский работник
Конкурс рисунков “Я за здоровый Совет старшеклассников
образ жизни”
“Меню
второклассника,
здоровое и любимое”
Родительские собрания, лекции, встречи
Встреча с инспектором ГАИ
Отряд ЮИД
3-4 классы
Классные часы
Медицинский работник Классные
“Утренняя гимнастика” “Режим руководители
Классные
работы”
руководители
Классные
“Красиво одеваться значит
руководители
опрятно”
“Рабочий стол” “Лекарственные
растения” “Профилактика
простудных заболеваний”
Праздники
“Дорога к победе над собой”
Конкурсы
Родительские собрания, лекции, встречи
Совет старшеклассников
Совет старшеклассников
Рисунки “Зеленая аптека”
Знатоки ПДД “Осторожно
движение!”
“Режим питания ребенка.
Школьные завтраки”
“Возрастные особенности”
“Организация досуга детей”
Встреча
родителей
Медицинский
работник
Психолог
Врач-психоневролог
с
21
психоневрологом “Как избежать
стрессов
и
психических
расстройств
младшего школьника”
5-6 классы
Классные часы
“Режим дня. Режим работы и
отдых”
“Гигиена
мальчиков
и
девочек”
“Спорт в жизни человека”
“О полезных и вредных
привычках”
КТД
Классные руководители
Медицинский работник Учителя
физической культуры
Соц. педагог
Учителя
День здоровья в школе “Зарница” культуры
(осень, зима, лето)
Конкурсы,викторины
физической
Отряд ЮИД
Конкурс плакатов “Я за здоровый
образ жизни” Фотоконкурс
“Выхожу я на дорогу”
Конкурс
газет
“По
страницам Красной книги”
Родительские собрания, лектории, встречи
Адаптация пятиклассников
Режим дня подростка
Зам. директора по ВР
Куратор
программы
«Здоровье - жизнь»
7-8 классы
Классные часы
“Я и мое здоровье”
“Эмоции и стресс”
Классные руководители
Медицинский работник
22
“Рациональное питание”
“Гигиена тела и одежды”
Учителя
физической
культуры
Социальный педагог
КТД
Учителя
День здоровья в школе “Зарница” культуры
(осень, зима, лето)
Праздники
“День семь»
Родительские собрания
“Особенности физического
развития подростков” Снижение
учебной мотивации
физической
Педагог-организатор, заместитель
директора по ВР, классные
руководители
Медицинский работник
Психолог
9-11 классы
Классные часы
Классные руководители
Медсестра
“Режим труда и отдыха”
физической
“Профилактика переутомления” Учителя
культуры
“Семья
в
современном
Социальный педагог
обществе”
“Дружба и любовь”
“Профилактика зависимостей”
КТД
День здоровья в школе
Праздники
“День семь»
Учителя
культуры
физической
Педагог-организатор, заместитель
директора по ВВР, классные
руководители
23
Конкурсы,викторины
Совет старшеклассников
Конкурс плакатов “Я за здоровый
образ жизни” Фотоконкурс
“Выхожу я на дорогу”
Конкурс
газет
“По
страницам Красной книги”
Родительские собрания
“Особенности физиологии ранней
юности”
«как противостоять стрессу во
время экзамена»
Медицинский работник Психолог
24