АООП НОО ЗПР В 7.2
Описание образовательной программы
Описание
адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования для учащихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2.)МБОУ «Кировская школа-гимназия
№2»
Адаптированная
основная образовательная программа начального общего образования (далее – АООП
НОО) разработана в соответствии с: Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями; Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (утвержденным приказом Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286;федеральной адаптированной образовательной
программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденной приказом минпросвещения от 24.11.2022г.
№1023; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №
115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648- 20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 (далее – Гигиенические нормативы);
Вариант
7.2. предназначен для образования учащихся с ЗПР, которые характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание которых может
проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или
неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Вариант 7.2.
предполагает, что учащийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения с образованием учащихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные
сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у учащихся с
ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в
психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания
образования и формированию готовности к продолжению образования на следующем
уровне основного общего образования. Обязательной является организация
специальных условий обучения и воспитания учащихся с ЗПР, которые включают
использование адаптированной образовательной программы, специальных методов
обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных)
компетенций. При разработке АООП НОО учащихся с задержкой психического развития
учитывалась специфика образовательного учреждения, а также социальный заказ,
запросы родителей учащихся. Прием на обучение по данной адаптированной основной
общеобразовательной программе осуществляется только с согласия родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона №
273-ФЗ). В случае наличия у учащегося инвалидности программа реализуется с
учетом ИПРА. Цель реализации АООП НОО учащихся с ЗПР — обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО учащихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение
поставленной цели при разработке и реализации школой АООП НОО учащихся с ЗПР
предусматривает решение следующих основных задач: - формирование общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности учащихся с ЗПР
(нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и
социокультурными ценностями; -овладение учебной деятельностью сохранение и
укрепление здоровья учащихся; - достижение планируемых результатов освоения АОП
НОО учащимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей; - создание благоприятных условий
для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР; -
минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности
учащихся с ЗПР для освоения ими АОП НОО; - обеспечение доступности получения
качественного начального общего образования; - обеспечение преемственности
начального общего и основного общего образования; - использование в
образовательной деятельности современных образовательных технологий
деятельностного типа; выявление и развитие возможностей и способностей учащихся
с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно– оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др.
с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и др. соревнований; взаимодействие учителей, родителей,
общественности, организаций, созданных для поддержки людей в ОВЗ по созданию
специальных условий для обучения детей в ОВЗ, проектированию и развитию
внутришкольной социальной среды. Принципы и подходы к формированию
адаптированной образовательной программы начального общего образования учащихся
с ЗПР В основу разработки АОП НОО (вариант 7.2.) учащихся с задержкой
психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП НОО для учащихся с задержкой
психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания в рамках адаптированной
образовательной программы вариантов индивидуальных учебных планов. Разработка
индивидуальных учебных планов призвана обеспечить наиболее благоприятные
условия и возможности для реализации индивидуального потенциала развития
учащихся. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесс обучения и воспитания учащихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным
развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности учащихся с задержкой психического развития младшего школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметнопрактической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметнопрактической деятельности учащихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП начального
общего образования для учащихся с задержкой психического развития реализация
деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования
социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение учащимися знаний
и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях; - существенное повышение
мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и
поведения; - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем
уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной образовательной программы начального
общего образования учащихся с задержкой психического развития положены
следующие принципы: - гуманистический характер образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и
воспитанников; - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей учащихся; - принцип коррекционной направленности образовательной
деятельности; - принцип развивающей направленности образовательной
деятельности, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; -
онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий при
проектировании АОП начального общего образования ориентировку на программу
основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования
учащихся с задержкой психического развития; - принцип направленности на
формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с
задержкой психического развития всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; -
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных
в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит
готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире; - принцип сотрудничества с семьей и социального партнерства.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в
пролонгированные сроки обучения (5 лет). Обучающийся с ЗПР имеет право на
прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных
формах, что может потребовать внесения изменений в их процедуру в соответствии
с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними
объективными трудностями. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на
ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных
специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом,
что не должно являться основанием для смены варианта АООП НОО обучающихся с
ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен
делаться на основании положительной индивидуальной динамики. Обучающиеся, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её
образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются
на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП НОО в
соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному
плану.