АООП ОУ
Описание образовательной программы
Описание
адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»
Адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
(далее - АООП образования обучающихся с УО) разработана в соответствии с
документами: - Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в
Российской Федерации».
-Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления молодежи».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»,
- Федеральная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),утвержденная приказом министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022г. №1026.
АООП обучающихся с УО - это
общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Цель
реализации адаптированной общеобразовательной программы образования учащихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)— создание условий
для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение
поставленной цели при разработке и реализации Учреждением Программы
предусматривает решение следующих основных задач: овладение учащимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций; формирование общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми
в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; достижение
планируемых результатов освоения Программы с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; выявление и развитие возможностей и
способностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной
работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы
клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
участие педагогических работников, учащихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды. Программа может быть реализована в разных формах: как
совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах. В школе создаются
специальные условия для получения образования указанными учащимися. В основу
разработки Программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению Программы предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя учащимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности учащихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода
обеспечивает: • придание результатам образования социально и личностно
значимого характера; • прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных
областях; • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения; • обеспечение условий для
общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и
прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу Программы положены следующие принципы: — принципы государственной
политики РФ в области образования (гуманистический характер образования,
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и
воспитанников и др.); — принцип коррекционно-развивающей направленности
образовательной деятельности, обуславливающий развитие личности учащегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей; — принцип практической направленности, предполагающий
установление тесных связей между изучаемым материалом и практической
деятельностью учащихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное
значение для решения практико-ориентированных задач; — принцип воспитывающего
обучения, направленный на формирование у учащихся нравственных представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов
поведения в разных социальных средах; — онтогенетический принцип; — принцип
преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех
этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; — принцип
целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав; — принцип учета возрастных
особенностей учащихся, определяющий содержание предметных областей и результаты
личностных достижений; — принцип учета особенностей психического развития
разных групп учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением; — принцип переноса усвоенных знаний и
умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность учащегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; — принцип
сотрудничества с семьей. Программа создана с учетом особых образовательных
потребностей учащихся с легкой умственной отсталостью. Школа обеспечивает
требуемые для этой категории учащихся условия обучения и воспитания.