АООП ООО В.6.1
Описание образовательной программы
Описание адаптированной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «Кировская школа-гимназия
№2»
Адаптированная
основная образовательная программа начального общего образования (далее – АООП НОО)
разработана в соответствии с: Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями; Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (утвержденным приказом Минпросвещения России
от 31.05.2021 № 286;федеральной адаптированной образовательной
программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденной приказом минпросвещения от 24.11.2022г.
№1025; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №
115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648- 20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 (далее – Гигиенические нормативы);
Адаптированная образовательная программа
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(далее – АОП ООО ЗПР) – это документ, определяющий рекомендуемые Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяи федеральной адаптированной
образовательной программо основного общего образования детей с ограниченными
возможностями здоровья объём и содержание образования, планируемые результаты
освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности по
реализации образовательной программы.
Целью
реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР является достижение учащимися с задержкой
психического развития личностных, метапредметных, предметных результатов,
предусмотренных ФГОС ООО, коррекция нарушенных функций обучающихся данной
категории детей с ОВЗ и их социальная адаптация. АОП ООО обучающихся с ЗПР
предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные
варианты специального сопровождения детей с задержкой психического развития.
Обучение организуется в соответствии с медицинским заключением врачебной
комиссии о состоянии здоровья, рекомендациями территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии по учёту особенностей психического и
(или) физического развития, индивидуальными возможностями детей. Достижение
данной цели предусматривает решение следующих задач: выявление обучающихся, имеющих трудности в
обучении и адаптации, обусловленные ограниченными возможностями здоровья; формирование общей культуры,
духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся с ЗПР; обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования; обеспечение доступности получения качественного
основного общего образования; создание
условий, способствующих освоению обучающимися с ЗПР адаптированной
образовательной программы основного общего образования и их интеграции в
гимназии; достижение планируемых
результатов освоения АОП ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с
ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; создание условий для участия обучающихся с
ЗПР в проектной деятельности, мероприятиях по социализации и профессиональной
ориентации; обеспечение вариативности и
разнообразия содержания АОП ООО и организационных форм получения образования
обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; разработка и реализация индивидуальных
учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий
обучающихся с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом
развитии; становление и развитие
личности обучающегося с ЗПР с обеспечением преодоления возможных трудностей
познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; создание благоприятных условий для
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи обучающимся с ЗПР с учётом особенностей
психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями территориальной психологомедико-педагогической
комиссии); эффективное сочетание урочных
и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса; выявление и развитие возможностей и способностей
обучающихся с ЗПР через организацию внеурочной и общественно полезной
деятельности; использование в
образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного
типа; предоставление обучающимся
возможности для эффективной самостоятельной работы; взаимодействие всех участников
образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной
программы; участие педагогических
работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды; реализация системы мероприятий по
социальной адаптации обучающихся с ЗПР;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) обучающихся с ЗПР по педагогическим, социальным, правовым и
другим вопросам. В основе разработки и реализации адаптированной
образовательной программы лежит системно-деятельностный подход,
предполагающий: формирование
соответствующей целям основного общего образования социальной среды для
развития обучающихся с ЗПР; получение
воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в соответствии с их
психофизическими возможностями;
ориентацию на достижение целей и результата образования, коррекцию
нарушений в развитии детей с ЗПР;
признание решающей роли в содержании основного общего образования,
специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и
социального развития обучающихся; учет
индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей
обучающихся с ЗПР при построении коррекционнообразовательного процесса,
определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных и
дифференцированных образовательных траекторий в развитии детей с ЗПР. АОП ООО
обучающихся с ЗПР разработана с учётом:
контингента обучающихся;·
психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного
возраста, связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и
психологическими) предпосылками;
перехода от учебных действий, характерных для уровня НОО, к овладению
учебной деятельности на уровне ООО, связанной с получением знаний по
общеобразовательным предметам; изменения
форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – переходом от
проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами по
каждому образовательному предмету. Дифференцированный подход к разработке и
реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость
создания и реализации разных вариантов АОП ООО обучающихся с ЗПР, в том числе и
на основе индивидуального учебного плана. Исходя из учета особенностей
подросткового возраста, индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, организуется адекватное построение
образовательного процесса и выбор условий и методик обучения. Учебный процесс
организуется таким образом, чтобы каждый ребенок с ЗПР, независимо от уровня
его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и
чувствовал себя комфортно в стенах учреждения. Все программы, используемые в
учебно-воспитательном процессе, учитывают особенности познавательной
деятельности детей. Они направлены на разностороннее развитие личности
учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной
социальной адаптации. Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР –
наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая
и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы,
конституциональные факторы, хронические соматические заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный
диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню
возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной
отсталости. Уровень психического развития обучающегося с ЗПР зависит не только
от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и
воспитания. Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик –
от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно
легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по
структуре нарушениями когнитивной и аффективно поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно
со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального
общего образования в систематической и комплексной
(психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Данная АОП ООО
обучающихся с ЗПР предполагает, что обучающийся получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те
же сроки обучения (5 - 9 классы). Структура адаптированной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
определена ФГОС ООО и включает в себя целевой, содержательный и организационный
разделы. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а
также способы определения достижения этих целей и результатов и состоит
из: пояснительной записки; планируемых результатов освоения обучающимися
с ЗПР адаптированной образовательной программы основного общего
образования; систему оценки достижения
обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения адаптированной
образовательной программы основного общего образования. Содержательный раздел
определяет общее содержание основного общего образования и включает в себя
программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов: программу
развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования,
включающую формирование компетенций обучающихся с ЗПР в области использования
информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности; программу отдельных учебных предметов и
курсов коррекционноразвивающей области;
программу воспитания и социализации обучающихся с ЗПР; программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общую организацию образовательного процесса и
механизмы реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР и включает в себя: учебный план основного общего образования; календарный учебный график и план внеурочной
деятельности; систему условий реализации
адаптированной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС ООО.