АООП НОО НОДА 6.3
Описание образовательной программы
адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного
Адаптированная основная общеобразовательная программа
(далее АООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА -
это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные
возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Адаптированная
основная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и
условия ее реализации.
АООП
НОО для обучающихся с НОДА разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Федеральным
законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( с
изменениями);
Законом
Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в
Республике Крым";
ФГОС
НОО ОВЗ, утвержденным приказом Минпросвещения от 19.12.2014 № 1598 (с
изменениями от 8 ноября 2022 года № 955(зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 6 февраля 2023 года регистрационный № 72264).
ФАОП
НОО ЗПР, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023.
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 N 28;
СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" от 14 августа 2015 г. N 38528 (с изменениями на 27.10.2020);
•
Устав МБОУ «Кировская школа-гимназия №2».
Принципы и подходы к
формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детейс НОДА
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и
на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в
соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с
НОДА требованиями к:
- структуре
образовательной программы;
- условиям
реализации образовательной программы;
- результатам
образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности
процесса обучения и воспитания обучащихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным
развитием.
Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
АООП
начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного
подхода обеспечивает:
•
придание результатам образования социально и
личностно значимого характера;
•
прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и
опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;
•
существенное повышение мотивации и интереса к
учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
•
обеспечение условий для общекультурного и
личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В
основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:
- принципы
государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип
учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип
коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический
принцип;
- принцип
преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на
программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся с НОДА;
-
принцип целостности содержания образования: содержание
образования едино; в
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«образовательной области»;
-
принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип
переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире, в действительной жизни;
-
принцип сотрудничества с семьей.
Адаптированная
основная общеобразовательная программа для умственно отсталых обучающихся с
НОДА учитывает особенности их психофизического
развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности,
обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Целью реализации АООП НОО для умственно отсталых обучающихся с НОДА является
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с
принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Адаптированная
основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с умственной отсталостью
и НОДА - это программа, которая учитывает особенности их психофизического
развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности,
обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.