Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННАЯ КОМНАТА ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Оборудование сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать педагоги и специалисты самого разного профиля: психолог, воспитатели, инструктор ЛФК, педагоги-дефектологи и учителя-логопеды. Поэтому здесь могут проводиться занятия, в ходе которых каждый специалист решает свои профессиональные задачи.
Формы работы с детьми
В сенсорной комнате педагогами и специалистами в игровой форме могут проводиться занятия, которые направлены на решение следующих задач:
1) коррекцию психических процессов;
2) создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере;
3) возбуждение интереса к исследовательской деятельности;
4) стимуляцию ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);
5) активацию различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
6) развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений;
7) коррекцию игровой деятельности; 8) стимуляцию всех сенсорных процессов;
9) педагогическую коррекцию различных нарушений развития у детей.
Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода специалиста. Занятия проводятся индивидуально. Время занятий определяется специалистом с учётом индивидуальных особенностей и проблем ребёнка. После посещения сенсорной комнаты ребёнок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованных объектов для проведения практических занятийдля инвалидов в школе нет.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованной для инвалидов библиотеки в школе нет.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованных спортивных объектов для инвалидовв школе нет.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания— это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагогаи обучающихся для достижения поставленных целейобучения,воспитанияи развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
- Печатные(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
- Электронные образовательные ресурсы(образовательные мультимедиа, мультимедийные учебники,сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
- Тренажеры и спортивное оборудование.
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты— цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно – аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Принципы использования средств обучения
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
- сотворчество педагога и обучающегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения в современной школе (средней общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения доступа в здание МБОУ "Кировская школа-гимназия №2" оборудован пандус с поручнем с внутренней стороны школы (северная сторона здания), имеется туалет для детей с ОВЗ, тактильные указатели, кнопка вызова сотрудника
Специальные условия питания
В школе имеется полностью оборудованная столовая с обеденным залом на 100 посадочных мест.
В столовой имеют возможность питаться и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Условия питания, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ и
охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Питание школьников осуществляется в школьной
столовой, обеспеченной всем необходимым оборудованием.
Питание предусматривает: горячие обеды.
Обучающимся 1-4 классов, обучающимся 5-11
классов льготной категории , предоставляются бесплатные обеды. Все желающие по
заявлению родителей могут получать горячие обеды за счет родительской платы.
Школьная столовая расположена на первом этаже,
имеет в наличии набор помещений и оборудования, позволяющие осуществлять
приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность продукции и кулинарных
изделий. Количество посадочных мест в обеденном зале позволяет обеспечить
посадку учащихся в три перемены. Система
хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализации и
отопления оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Прием пищевых продуктов осуществляется при
наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Производство
готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами.
Ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное меню. Отпуск горячего
питания обучающимся производится по классам на переменах, по графику питания
обучающихся. Организация обслуживания учащихся осуществляется путем
предварительного накрытия столов. В ежедневном рационе питания учитывается
оптимальное соотношение пищевой и энергетической ценности, суточной потребности
в витаминах и микроэлементов, белков, жиров и углеводов.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ не предоставляется
отдельное помещение для принятия пищи, вход не оборудован поручнями и
направляющими полосами.
Для осуществления медицинской деятельности в
школе имеется медицинский кабинет. Медицинское наблюдение осуществляет
медицинская сестра. Все медицинские осмотры осуществляются в плановом порядке,
медицинская документация имеется в соответствии с необходимым перечнем.
Специальные условия охраны здоровья
Система обучения учащихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) в случае их поступления в школу осуществляется в общих классах.
В случае необходимости в школе проводятся консультации инвалидов и их родителей по вопросам приема и обучения в школе. Во время проведения промежуточной и итоговой аттестации для учащихся-инвалидов и ЛОВЗ предоставляется отдельная аудитория, увеличивается продолжительность аттестации, присутствует ассистент для оказания технической помощи, аттестация проводятся в письменной форме.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования инвалидов и ЛОВЗ в случае их обучения в нашей школе предполагает: контроль за графиком учебного процесса и выполнением аттестационных мероприятий, обеспечение учебно-методическими материалами в доступных формах, организацию индивидуальных консультаций для учащихся-инвалидов, индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения, составление расписания занятий с учетом доступности среды.
Социальное сопровождение инклюзивного образования инвалидов включает в себя вовлечение в школьное самоуправление, организация досуга, летнего отдыха.
Школой будет обеспечиваться условия для сбережения здоровья и медицинского сопровождения инвалидов, путем адаптации дисциплины «Физическая культура» для инвалидов.
В школе созданы условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья и учащимися-инвалидами. Присутствует доступная среда, достаточная для обеспечения возможности беспрепятственного доступа учащихся и сотрудников с ОВЗ в учебный корпус.
В школе создаются необходимые материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения образовательного учреждения, включая:
- Оснащение образовательного учреждения специальным оборудованием, в том числе компьютерным.
- Создание специальных социально-бытовых условий: пандусы, переоборудованные санитарно-гигиенические комнаты.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут получить образование по основным образовательным и адаптированным программам начального, основного и среднего образования.
Для сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в школе имеются педагог-психолог, социальный педагог, работник медпункта, классные руководители, осуществляющие мероприятия по социальной и психологической адаптации данной категории обучающихся. Обучение данных лиц организуется совместно с другими обучающимися.
Таким образом, школа готова к реализации требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и ЛОВЗ в соответствии с основными показателями. Доступная среда школы позволяет получить достойное и качественное образование людям с ограниченными возможностями.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся, размещен на сайте школы.
Электронные образовательные и информационные ресурсы:
Федеральные образовательные ресурсы. http://www.mon.gov.ru-Министерство образования и науки РФ; http://www.obrnadzor.gov.ru-Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки; http://www.fipi.ru– Федеральный институт педагогических измерений; http://www.rustest.ru– Федеральный центр тестирования; http://www.school.edu.ru– Российский образовательный портал; http://www.edu.ru– Федеральный портал "Российское образование"; http://www.ict.edu.ru–Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"; http://window.edu.ru– Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"; http://school-collection.edu.ru/-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://fcior.edu.ru– Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://www.ug.ru-Учительская газета http://ps.1september.ru- Газета «Первое сентября» http://www.e-joe.ru- Журнал «Открытое образование» http://inform.direktor.ru– Информационные технологии в управлении школой. Энциклопедии, словари, справочники, каталоги Раздел включает ссылки на электронные справочные издания, содержащие различную информацию, которая связана с большинством областей, затрагиваемых в содержании обучения в школе. Использование ресурсов раздела помогает упростить деятельность учителя по подготовке к занятиям и проведению занятий, способствует повышению качества работы педагогов по организации самостоятельной деятельности и досуга учащихся.http://www.edu-all.ru-Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании http://www.edic.ru– Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.wikiznanie.ru- ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия http://ru.wikipedia.org- Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://www.megabook.ru– Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»http://www.n-t.org/nl/- Нобелевские лауреаты: биографические статьи http://dictionary.fio.ru-Педагогическийэнциклопедический словарь http://www.rubricon.com- Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники http://www.slovari.ru- Русскиесловари. Служба русского языка http://www.rambler.ru/dict/- Словари издательства «Русский язык»: англо-русский, русско-английский, немецко-русский и русско-немецкий http://dic.academic.ru- Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру http://slovari.gramota.ru– Словари русского языка на портале «Грамота.ру» http://www.glossary.ru- Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру» http://vidahl.agava.ru– Толковый словарь живого велико русского языкаВ.И. Даля http://www.krugosvet.ru- Энциклопедия «Кругосвет» http://www.elementy.ru/trefil/- Энциклопедия «Природа науки. 200 законов мироздания» http://slovari.yandex.ru- Яндекс. Словари Информационная поддержка Единого государственного экзамена Раздел представляет ресурсы, посвященные условиям проведения и содержанию контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена (ЕГЭ); содержащие инструкции по подготовке и проведению ЕГЭ. Изучение этих региональных ресурсов позволяет ознакомиться со статистическими данными, отражающими результаты проведения экзамена в разные годы и по разным дисциплинам, сделать обобщенные выводы о существующем состоянии региональных систем образования и приоритетных направлениях их развития. Благодаря приводимым в разделе ресурсам учащиеся и педагоги получат полную информацию о видах и содержании заданий, педагогические и психологические рекомендации по подготовке к ЕГЭ, сведения о вузах, принимающих результаты ЕГЭ при формировании контингента своих студентов. http://ege.edu.ruПортал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.ege.ru – Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для обеспечения “равного доступа к образованию” для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашей школе имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ): Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов – дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе. Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования – имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ: -интерактивная доска с комплектом программного обеспечения; -мультимедийные установки (проектор, ноутбук). -музыкальные центры. Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью – исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: -возможность индивидуального сопровождения и консультирования учащихся по организационным и учебным вопросам; -работа с семьей учащегося; -методическая работа с учителями; -организация внеучебной (воспитательной) работы с учащимися.